Обсуждение

Рабочие расклады для МАК

Тема в разделе "Обсуждение инфопродуктов", создана пользователем Inga, 19 май 2015.

  1. 13 авг 2015
    #81
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника: «Искусство общения»
    Автор - Надежда Вершинина
    МАК - "Эмоции судьбы " и " Характер и личность "

    Цель: увидеть, почему коммуникация с тем или иным человеком неэффективна, почему возникает конфликт, смоделировать новую, эффективную коммуникацию.

    Общение - это одна из самых важных составляющих нашей жизни. Именно благодаря правильному общению мы можем построить тёплые, гармоничные отношения с окружающими людьми и миром. Необходимо помнить, что общение - это не только вербальное взаимодействие. Общение - это то, как человек думает, какое у него внутреннее намерение, как он относится к людям и жизни вообще.

    1. Найдите в колоде карту, которая будет символизировать конфликтную ситуацию из прошлого, которая до сих пор вызывает у вас те или иные негативные чувства.
    2. Найдите карты, символизирующие участников конфликта.
    3. "Поставьте" себя на место своего оппонента, и попробуйте увидеть себя его глазами, услышать себя его ушами и почувствовать, что чувствовал тогда он.
    Вслепую достаньте карту, отвечающую на вопрос:
    "Какими мотивами руководствовался ваш оппонент?"
    4. Теперь понаблюдайте за участниками конфликта:
    "Какие детали процесса вы видите?"
    "Какое у них выражение лица?"
    "Какая у них поза?"
    "Смотрят ли они друг на друга или нет?"
    "Какая интонация во время общения?"
    "Может быть, кто-то агрессивен, а кто-то обижен?" Если обижен, то в какой момент и на что он обиделся?
    5. Достаньте две карты (1 ВО и 1 ВС), отвечающие на вопрос:
    "Каково было моё истинное намерение? Какой мотив?"
    Проанализируйте, совпали ли эти две карты?
    6. Вслепую достаньте карту, отвечающую на вопрос:
    "Какой урок я извлёк из этой ситуации?"
    7. В открытую или вслепую достаньте карту, отвечающую на вопрос: "Как я иначе мог поступить в такой ситуации?"
    9. Представьте новый сценарий развития данной ситуации и в открытую найдите карту, которая будет символизировать новый сценарий.
    333.jpg
     
    4 пользователям это понравилось.
  2. 15 авг 2015
    #82
    Di_eska
    Di_eska ЧКЧлен клуба
    нашла на просторах про Призму
     
    4 пользователям это понравилось.
  3. 15 авг 2015
    #83
    Inga
    Inga ОргОрганизатор
    3 пользователям это понравилось.
  4. 15 авг 2015
    #84
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Изменение масштаба»

    Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация.
    Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины.
    Что осталось за кадром?
    Кто остался за кадром?
    Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа.
    Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.
     
    3 пользователям это понравилось.
  5. 15 авг 2015
    #85
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

    1 этап.
    «Привет!»
    Знакомство с клиентом при помощи карты.
    Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.
    2 этап. «В чём проблема?»
    Клиент ВО выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.
    3 этап. «Чего вы хотите добиться?»
    Просим выбрать ВО 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.
    4 этап. «Что ещё можно сделать по этому поводу?»
    Просим клиента ВС вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.
    5 этап. «Будете ли вы делать это?»
    Просим ВС вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы.
    После осмысления этих карт просим ВС вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями.
    Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим ВО вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» - она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.
     
    5 пользователям это понравилось.
  6. 15 авг 2015
    #86
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника "Мое предназначение"
    Автор - Наталия Борисова

    (Предназначение – это наиболее короткий путь к реализации своего внутреннего потенциала, к раскрытию даров и талантов, данных Свыше.)

    Перед проведением техники, спрашиваем у клиента: Почему для вас важно сделать это упражнение? Слушаем. Обсуждаем мотивацию.
    1. Просим клиента написать без остановок и не задумываясь 20 позиций его талантов и способностей. То, что у него получается лучше других или получается очень хорошо делать.
    2. Просим вытянуть 1 карту в открытую, которая будет символизировать 1 из написанных талантов, который клиент уже использовал или использует в своей жизни достаточно успешно. Обсуждаем. Как это связано с пониманием собственного предназначения?
    3. Просим вытянуть 3 карты в слепую (соотносит с написанными талантами):
    1 карта: Мое предназначение глазами родителей
    2 карта: Мое предназначение, глазами моих учителей
    3 карта: То, что есть внутри меня, но я не позволяю ему проявиться.
    4. Предлагаем клиенту подумать над тем, какие мысли пришли к нему по окончанию упражнения? О чем задумался? Какие сферы деятельности ему "отозвались" и какие хотел бы развивать?

    Эту технику хорошо проводить с подростками.
     
    3 пользователям это понравилось.
  7. 15 авг 2015
    #87
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника "Разрушительная страсть."
    Автор - Наталия Борисова

    Цель: помочь клиенту в осознании собственной проблемы эмоциональной зависимости от партнера.

    1. Просим клиента подробно рассказать о своих отношениях ( как он их видит).
    2. Предлагаем в открытую (ВО) из колоды вытянуть 3 карты:
    1 карта: " Я в отношениях."
    2 карта: "Что я отдаю в отношениях."
    3 карта : " Что я получаю взамен."
    3. Психолог и клиент подробно обсуждают карты. Задача специалиста-помочь клиенту (при помощи вопросов) посмотреть "со всех сторон" на себя в отношениях с партнером.
    4. Просим клиента вытянуть снова 3 карты, но уже в слепую (ВС)
    1 карта: "Как я себя чувствую рядом с партнером."
    2 карта: " Как я себя чувствую, когда партнер не рядом со мной? "
    3 карта: "Что "держит нас вместе"?
    ( Можно ввести еще дополнительные карты: "Как чувствует себя партнер в отношениях со мной?" "Чего мне не хватает в отношениях, чтобы чувствовать себя счастливым?" )
    5. После обсуждения карт, просим клиента сделать выводы по данному упражнению.
    4VYSUAilMDo.jpg
    Когда у человека отсутствуют значимые личные цели, собственные жизненные "смыслы", это, как правило ведет за собой эмоциональную пустоту и, как следствие, способно привести человека к полнейшей зависимости от партнера.
    Именно этот, другой человек, и организует всю их совместную жизнь, и только благодаря ему жизнь наполняется смыслом.
    На метафорическом уровне - "Нет другого человека - нет жизни". Поэтому зависимый терпит унижения, как моральные, так и физические, только бы не потерять объект своей эмоциональной привязанности, который наполняет его силой.
     
    3 пользователям это понравилось.
  8. 15 авг 2015
    #88
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Трудные взаимоотношения родителя-ребенка»
    Автор - Мария Богданова

    Можно использовать данную технику при обращении родителя с жалобой на нарушенные, конфликтные отношения с ребенком.
    Данная техника рассчитана на 1-1.5 часа работы.

    Цель: Исследовать детско-родительские отношения и личностное восприятие себя-родителя и своего ребенка, найти пути улучшения взаимоотношений.
    В ходе техники можно использовать несколько колод: ОН, Семейные истории, Emotion, Соре, Персона, Персонита, и ресурсную колоду (например, Хабитат, Морена)

    1 карта ВО: Просим родителя найти карту, отражающую его отношения с ребенком.
    Обсуждаем, что это за отношения, в чем их трудности.

    2 карта ВС: Просим родителя вытянуть еще одну карту в слепую, и рассказать по ней о том, о каких трудностях в отношениях с родителями мог бы рассказать ребенок (то есть трудности отношений с родителями глазами ребенка)

    3 карта ВО: Какой я в этих отношениях с ребенком. Мои качества и мои реакции на него?

    4 карта ВС: Что влияет на то, что я такой в отношениях с ребенком?

    5 карта ВО: Каким я вижу, воспринимаю своего ребенка в наших отношениях?

    6 карта ВС: Что влияет на то, что я так вижу своего ребенком?

    7 карта ВС: Каким родителем видит меня мой ребенок?

    8 карта ВС: На какие качества моего ребенка я могу опираться для улучшения наших отношений?

    9 карта (по желанию можно ВО или ВС): Какие отношения с моим ребенком были бы для нас оптимальными ( то есть такими, в которых было бы комфортно и родителю и ребенку)?

    10 карта ВС: Чем я готов пожертвовать для улучшения отношений?

    11 – 13 карты ВС: Что мне необходимо сделать, чтобы прийти к оптимальным отношениям?

    Итоговые вопросы:
    - Что для вас было наиболее важным в нашей работе?
    - Что было открытием для вас?
    - Готовы ли вы действовать в ваших отношениях по-новому?
    tpemro9oOnE.jpg
     
    2 пользователям это понравилось.
  9. 15 авг 2015
    #89
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Мой родительский багаж»
    Автор - Мария Богданова

    Используемые колоды: Он, Хабитат, Сага, Персона, Emotion, Характер и личность, Эмоции судьбы.

    Проблема: родительские сомнения, неуверенность.

    Запрос родителя: хочу разобраться в том, какой я родитель, в чем мои сильные и слабые стороны.

    Цель: исследование и «инвентаризация» родительских особенностей, актуализация осознанности родительской позиции.

    Вступление: в течение жизненного пути родитель идет бок о бок со своими детьми, на разных этапах развития ребенка выполняя различные задачи, иногда испытывая трудности и сомнения. Что же есть в вашем родительском багаже на этом пути, сопровождающем ребенка, что помогает, или мешает вам? Предлагаю исследовать это.

    1) 1 карта ВО – Метафора вашего представления о вашем ребенке.
    • Что вы видите на картинке?
    • Какие чувства вызывает у вас картинка, образ?
    • Как картинка отражает ваши представления о вашем ребенке?
    • Чем помогает вам такое представление о вашем ребенке, а чем, возможно затрудняет ваши взаимоотношения?
    • Счастлив ли ваш ребенок?

    2) 2-3 карты ВС – Ваши родительские ценности, ценностные установки.
    • Что эти карты могут рассказать о том, что для вас наиболее ценно и важно, как для родителя?
    • Что вы учитываете в своем воспитании ребенка, прежде всего?

    3) 2-3 карты ВО – Ваши родительские правила, требования.
    • Что вы видите на картинке?
    • Какие чувства вызывает у вас картинка, образ?
    • С какими правилами и родительскими требованиями ассоциируется эта картинка?
    • В каких жизненных ситуациях актуальны эти правила, требования?
    • Как связанны они с вашими ценностями? Нет ли между ними противоречий?

    4) 1-2 карты ВС – В чем состоит ваше главное родительское сомнение или неуверенность?

    5) 1-2 карты ВС: Что поможет вам чувствовать себя как родителя более уверенно и эффективно?

    6) 1-2 карты (можно ВО или ВС) Лучшее, что я дал своему ребенку?

    7) Этот пункт не обязателен, но возможен, если клиент чувствует, что ему еще чего то не хватает в завершении.
    1 карта ВО – Чего еще вам не хватает в вашем родительском багаже, что еще вам хотелось бы добавить?

    Итоговое обсуждение:
    - Что нового о себе, как о родители вы узнали?
    - Что есть особенно важного в вашем родительском багаже, а без чего вы могли бы обойтись?
    - Как эти знания о себе, могут помочь вам чувствовать себя, как о родителя, более уверенно?
    b7FG36dbNSQ.jpg
     
    5 пользователям это понравилось.
  10. 15 авг 2015
    #90
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «От препятския к ресурсу».
    Автор - Ника Верникова

    Используемые колоды: на выбор колоды Сила времени, 108: пространство бесконечных вариантов, Спектрокарты.

    Цель: прогнозировать возможные препятствия на пути к достижению цели и трансформировать их в дополнительный ресурс.

    Задачи: прогнозировать возможные препятствия; переводить “-” в ”+”; развивать позитивное мышление; открыть творческий потенциал.

    Временные границы: 20 мин.

    Возрастные рамки применения: клиенты от 17 лет и старше.

    Количество человек: индивидуальная или парная работа в группе.

    Алгоритм работы:
    1. Осознайте цель, к которой вы стремитесь.
    2. ВО вытащите две карты:
    1) я на данный момент по отношению к моей цели;
    2) я, достигший цели.
    3. Из заранее отобранных карт-препятствий вслепую вытяните несколько карт, которые могут стать препятствиями на пути к достижению цели (“рука сама возьмет” столько карт, сколько нужно).
    4. Поочередно переворачивая карты, опишите, в чем состоит данное препятствие.
    5. ВО подберите “карту-ресурс”, которая сможет перекрыть “карту-препятствие”.
    6. Перекройте “карты-препятствия” ”картами-ресурсами”.
    7. Как теперь выглядит расклад?
    8. Если вы удовлетворены тем, что получилось, сделайте фото расклада.

    Выводы. В процессе работы у человека часто происходят инсайты; приходит осознание того, что на каждое препятствие всегда находится ресурс, который помогаете го преодолеть.
    HUQQ4VIBj6w.jpg

    fsVjrL39S74.jpg
     
    5 пользователям это понравилось.
  11. 15 авг 2015
    #91
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Люди смотрят на мир по разному. В зависимости от того, как мы воспринимаем мир, людей, себя, складываются наши отношения, и наше общее жизненное самочувствие.

    Техника «Мир в моих глазах»

    Используемые колоды: Призма, Сага (можно Хабитат, Морена).

    Цель: осознание и анализ индивидуального восприятия себя и мира, а также поиск наиболее оптимального и комфортного.

    Алгоритм работы:
    1. Клиента ВО из колоды «Призма» просим найти карту, отражающую его взгляд на мир. Просим рассказать о своем восприятии мира через выбранные очки.
    - Что это за очки?
    - Какие чувства это у вас вызывает?
    - Как они отражают ваше восприятие мира, ваши особенности, интересы?
    - Какие для вас есть плюсы такого восприятия?
    - В чем ограничивает вас такое восприятие, чем мешает?

    2. Представьте, что однажды вы потеряли привычные для вас очки, через которые смотрели на мир. Какие новые, наиболее комфортные очки вы выбрали бы для себя? Найдите их ВО в колоде.
    Обсудить с клиентом его новый выбор.
    - Что это за очки?
    - Какие чувства это у вас вызывает?
    - Что нового даст вам такой взгляд на мир, окружающих, на себя?
    - Какие преимущества нового взгляда вы для себя видите?
    - Как могут измениться ваши отношения с близкими? С друзьями? С коллегами?
    - Какие плюсы и минусы нового взгляда вы можете представить?
    - Какие чувства вызывают у вас изменения взгляда на мир?
    - Согласны ли вы оставить себе эти очки для будущего?

    3. Если клиент не соглашается оставить себе на будущее новые очки, то можно попросить его поискать подходящую карту в колоде, либо, нарисовать (или описать) оптимальную для восприятия мира призму. Обсудить его выбор. Уточнить, хочет ли он оставить для себя новый взгляд, какие преимущества такого взгляда он для себя видит.

    4. ВС просим клиента достать несколько карт (3-5) из колоды Сага (можно Хабитат, Морена). Открывая эти карты поочередно, клиент ищет ответы на вопрос «Что поможет мне по новому смотреть на мир, окружающих, себя?»
    Обсуждаем с клиентом вопросы:
    - Что и как из вышеназванного вы сделаете уже сегодня? Что в течение недели? Месяца?
    - Будете ли вы это делать?
    Просим клиента записать названные шаги.
    По окончании работы можно сфотографировать полученный расклад.
    y2h9Pvc2BXE.jpg
     
    3 пользователям это понравилось.
  12. 15 авг 2015
    #92
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Страна Очкерия»
    Модификация техники «Мир в моих глазах»

    Используемые колоды: Призма

    Возрастные рамки применения: Подростки

    Количество человек: Индивидуальная, групповая работы 6 - 8 человек)

    Алгоритм работы:
    1. Сказочное введение.
    В одной сказочной стране, которая называлась Очкерия, жили-были сказочные жители, которые с самого своего рождения носили очки. И очки, которые они носили, были самые разные. Вот, посмотрите, здесь у меня на картинках изображены некоторые очки этих жителей.
    Я предлагаю вам представить, что вы – жители этой страны, и сейчас каждый из вас получит очки для себя.
    Подростки ВС вытаскивают по карте.

    2. Подростки по очереди рассказывают о себе, как об обладателе вытянутых им очков.
    - Что за очки тебе достались?
    - Что о тебе они могут рассказать?
    - Как ты видишь через эти очки: себя, своих близких, друзей, одноклассников?
    - Как складываются у тебя отношения с окружающими?
    - Какие чувства это у тебя вызывает?
    - Какие ты видишь для себя плюсы и минусы такого взгляда через эти очки на мир?

    3. Продолжение сказочной истории.
    Однажды путешествовал через сказочную страну Очкерию злой волшебник Пакость Пакостевич, и заки¬пела в нем зависть. Как же так, думает, живут себе люди, смотрят на мир по разному, каждый по особенному, каждый - индивидуально. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. Дождался он ночи, и пока люди спали, собрал у всех жителей очки, и подложил всем совершенно одинаковые – черные. Проснулись люди, одели очки и…

    Обсуждение:
    - Как вы думаете, какой мир увидели люди сквозь черные очки?
    - Как чувствовали себя люди в них?
    - Как они думали о себе, о мире, о других людях?
    - Как стали относиться друг к другу и как вести себя?
    - В чем минус такого взгляда через черные очки, а в чем может быть плюс?
    - О чем могут мечтать люди, имеющие черные очки?

    4. Подросткам предлагается нарисовать (или выбрать из колоды) новые очки-призмы, позволяющие им так видеть мир, чтобы они чувствовали себя комфортно, радостно, успешно.

    5. Рассказать о себе, как об обладателе новых очков.
    - Что это за очки?
    - Какие чувства такой взгляд на мир у тебя вызывает?
    - Что нового даст тебе такой взгляд на мир, окружающих, на себя?
    - Как могут измениться твои отношения с близкими? С друзьями? С одноклассниками?
    - Какие плюсы и минусы нового взгляда ты можешь назвать?
    - Согласен ли ты оставить себе эти очки для будущего?

    6. Каждый ВС или ВО (как кому будет комфортнее) вытянуть 3 карты, и рассмотрев их, рассказать о том, что поможет или что нужно для того, чтобы сохранить новый комфортный взгляд на мир.
    Альтернатива: нарисовать картинку, отражающую то, что необходимо тебе для сохранения оптимального взгляда.

    7. Каждому подростку предлагается записать план из нескольких пунктов-шагов, которые он готов предпринять для закрепления нового взгляда на мир, на ближайшую неделю, месяц, год.

    8. Подведение итогов:
    - Понравилась ли тебе сегодня наша работа?
    - Что для тебя было самое важное в этой работе?
    - Какие итоги ты для себя подведешь по сегодняшней работе?
     
    4 пользователям это понравилось.
  13. 15 авг 2015
    #93
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Наша жизнь – это школа и все мы в ней ученики. Каждый встречающийся на нашем пути человек – наш учитель. И только от нас зависит, выучим мы урок или нет, сдадим выпускной экзамен нашей жизни или нет.

    Техника «Свет благодарности»
    Автор - Надежда Вершинина

    Используемые колоды: Характер и личность, Эмоции судьбы.

    Цель: понять чему меня учит тот или иной человек, практика состояния "ученика Жизни". Техника позволяет завершить незавершённые отношения, перевести отношения в позитивную плоскость.

    Алгоритм работы:
    1. ВО найти в портретной колоде образы людей, с кем напряжённые или нейтральные отношения. Вспомнить нужно и тех, кого память «задвигает» в дальний угол, тех к кому на первый взгляд нет никаких эмоций.
    2. ВС поочерёдно для каждого персонажа из пункта 1, достать из любой универсальной колоды карты, отвечающие на вопрос:
    «Чему меня учит этот человек?». Для каждого персонажа доставать столько карт, сколько потребуется для осознания урока. Как результат в сердце должна поселиться благодарность к этому человеку.
    3. ВО найти карту – подарок для каждого персонажа, то, что его порадует. Наполните этот подарок светом благодарности и мысленно пошлите его человеку. Таким образом, отношения завершаются или развиваются, но уже в позитивной плоскости.
    4. Обсуждаем результаты, записываем выводы, в т.ч. отмечаем себе, чем при желании можно порадовать человека в реальной жизни.
    9gUPX0eCAB4.jpg
     
    5 пользователям это понравилось.
  14. 15 авг 2015
    #94
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Игра в психоаналитика».
    Автор: Ромашкина Елена Владимировна

    Запрос: «Не могу понять, что со мной», «Помогите понять, что я хочу…», с запросами на самоосознание проблем, жизненных сценариев, обретение уверенности для решения каких-либо задач, получение ресурсов, с неясными запросами и т.д. и т.п.
    Проводится на первой встрече после предварительной беседы.

    Используемые колоды: Характер и личность, Персона

    Алгоритм работы:
    1. Раскладывается ВО вся колода карт Персона на отдельном столе.

    2. Предлагается клиенту выбрать, не задумываясь, 5 -7 карт.
    Инструкция: Выбирайте те карты, с которыми почувствовали резонанс, кто на вас посмотрел.
    Выбранные карты клиент раскладывает в произвольном порядке перед собой.
    В ходе работы наблюдаем за эмоциями клиента по отношению к каждой карте.

    3. Инструкция: «Попробуйте представить, что вы психоаналитик с большим стажем работы, эти люди, которых вы выбрали, интересны неким важным лицам, поэтому о них нужно дать, как можно больше информации. Расскажите о каждом все, что посчитаете нужным. Предлагаю каждой карте дать имя или название, предполагаемый возраст, род деятельности, чем мог бы заниматься этот человек, по-вашему, и как можно подробнее характер, натуру человека, его положительные и отрицательные качества. В конце обязательно выразите свое отношение к каждому». (Клиенты, например, могут сказать «мне этот мужчина нравится, т.к….» или «эта женщина напоминает мне собственную мать»).

    4. Клиент подробно описывает 5-7 Персон по предложенной схеме. В процессе работы можно задавать проясняющие вопросы, длительность беседы 10 -15 минут.

    5. Далее спросить, с кем из данных людей клиент хотел бы познакомиться или просто встретиться наяву? Почему?
    Как бы данная персона разрешила проблему клиента?
    Можно еще раз обратиться к колоде, чтобы выбрать помощников или подобрать помощников из ранее выбранных, но не более 2-х. Клиент описывает помощников, если это «новые лица», и почему именно их он взял.
    Какие качества помощников решат проблему клиента?
    А есть ли у клиента такие качества? Можно расспросить о прошлом, были у клиента такие ситуации, где он мог проявить подобные характеристики помощников? (Обычно идет экскурс в детские или студенческие годы).

    Далее (если хотите провести более глубокую работу) можно пойти в образ по методу символдрамы с картой, с которой клиент хотел бы встретиться и познакомиться. В образе происходит обычно разрешение какого-либо внутриличностного конфликта или напитывание ресурсом. Работа с рисунком завершает работу. (Это можно предложить как домашнее задание).

    В конце упражнения, если чувствуете что работа по этому раскладу завершена, можно сказать что выбранные им персоны его субличности. И все, что он рассказывал о них, есть в нем. Ведь человек не может в другом увидеть то, чего в нем нет. Закон проекции. Если не доработали, говорить не стоит, а нужно продолжить работу на следующих консультациях.
     
    7 пользователям это понравилось.
  15. 15 авг 2015
    #95
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Сознание мухи и пчелы»
    Автор: Надежда Вершинина

    Используемые колоды:
    Колоды с лицами + любая универсальная

    Цель: Диагностика привычного состояния сознания клиента, отслеживание своего собственного умонастроения (умонастроение включает в себя направленность мыслей человека, совокупность идей, интересов и убеждений, внутренние установки и привычные способы эмоционального реагирования).

    Метафора к технике:
    В одно окно смотрели двое
    Один увидел дождь и грязь
    Другой, листвы зеленой вязь
    Весну и небо голубое
    В одно окно смотрели двое

    Алгоритм работы:
    1. Предложить клиенту ВО найти те карты- образы-состояния, которые свойственны ему в обычной жизни.
    Дать характеристику этим образам: какое у них умонастроение, что чувствует каждый из них, комфортно ли ему в таком состоянии?

    2. Разделить выбранные образы по двум критериям:
    • Я – в «сознании мухи», т.е. недовольный, критикующий, ищущий виновных, ведущий пустые разговоры и т.д.
    • Я – в «сознании пчелы», т.е. оптимистичный, ответственный, видящий достоинства, имеющий вкус к истинным знаниям, проактивный и т.д.
    Сделать вывод: какие из образов мне приятнее, ближе; какое сознание я чаще практикую в своей жизни – «сознание мухи» или «сознание пчелы», что «портит» моё умонастроение?

    3. Вытянуть три карты ВЗ, которые ответят на вопрос: "Что мне нужно изменить в себе, чтобы как можно чаще быть в умонастроении пчелы? Что мне поможет практиковать «сознание пчелы»?

    4. Обсудить результаты и сделать выводы.
    F4f09YttfV8.jpg
     
    3 пользователям это понравилось.
  16. 15 авг 2015
    #96
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Колода абстрактных карт (Ecco, Порталы)
    Автор - Вероника Петрик

    Возрастные рамки применения: Все возраста, хорошо с детьми, подростками.

    Количество человек: Групповая.

    Алгоритм работы:
    1. Работа с состоянием и настроением. Попросить участников тренинга ВО выбрать карту, которая описывает их настроение. (Идет очень хорошая оценка внутреннего состояния).

    2. Работа с понятиями. Попросить выбрать карту, которая ассоциируется со счастьем, лидерством, успехом и тд. Карту, каким они видят свое будущее, (можно использовать это упражнение в тренинге на профориентацию).

    3. Рассказ по кругу. Один участник начинает историю, а остальные по кругу продолжают составлять рассказ про нашу группу. Хорошая диагностика групповой динамики, сразу видно как тот или иной человек ощущает и оценивает группу.

    4. Диагностика отношений. Два человека выбирают карту, располагают ее на листе бумаге и им необходимо дорисовать пространство вокруг карты. В процессе работы и при обсуждении результатов, можно понять как человек выстраивает отношения с партнером.

    5. Написать имя участников тренинга на листочках и раздать всем по одному листу. Попросить участников найти карту, которая ассоциируется с данным человеком. За тем каждый по кругу показывает карту и рассказывает про человека, а остальные должны догадаться о ком идет речь (его можно провести с портретной колодой).
    Wl5NtE24qFo.jpg
     
    3 пользователям это понравилось.
  17. 15 авг 2015
    #97
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника «Наши отношения»
    Автор - Наталия Борисова

    Колода: Архетипы, любая универсальная

    Цель: выявить блокады, препятствия в Ваших актуальных отношениях, а также возможные варианты устранения этих препятствий.

    Алгоритм работы:
    Выбираются 4 карты из целой колоды
    Значения карт:
    1 карта ВО– то, что для меня сейчас является самым важным в отношениях
    2 карта ВО или ВС– то, что является сейчас самым важным для моего партнера ;
    3 карта ВС– истинная проблема в наших отношениях;
    4 карта ВС– что нужно привнести в наши отношения, чтобы улучшить их.


    Техника « Вместе или врозь?»

    Цель: определить свои реальные чувства к человеку и дальнейшую перспективу взаимоотношений.

    Алгоритм работы:
    1. Вытягиваем 1 карту-образ ВО: каков я в отношениях?
    2. Вытягиваем 2-ю карту-образ ВО: каков мой партнер в отношениях?
    3. Кладем две карты рядом и смотрим: жизнеспособен ли такой союз? Почему? Что «держит» этих людей вместе? Какие у них возникают проблемы в отношениях?
    4. Вытягиваем 3-ю карту-образ ВО: какой я хочу быть в отношениях?
     
    3 пользователям это понравилось.
  18. 16 авг 2015
    #98
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Техника " Я и моя мама".
    Автор -
    Наталия Борисова

    Цель: осознать проблемы во взаимоотношениях с мамой.

    Алгоритм работы:
    1. Просим клиента из колоды ВО вытянуть 2 карты: себя и свою маму.
    Объяснить выбор. Спрашиваем: Почему выбрали эти карты? Чем они похожи на вас с мамой ?
    2. После этого, кладем 2 карты рядом и говорим клиенту: "Посмотрите на эти карты . Когда они находятся рядом,им комфортно в таком положении? На таком расстоянии друг от друга им удобно? Или хотелось бы что-то поменять (Клиент "играется" с изменением дистанции между картами).В процессе данной работы,психолог подробно сопровождает клиента вопросами и уточнениями.Клиент делает для себя выводы по поводу размещения карт относительно друг друга.
    3. В процессе работы, клиент выходит на проблемные вопросы во взаимоотношениях с мамой.
    Клиент вытягивает 3 карты ВС, которые символизируют то, "Что мешает мне сблизиться с мамой"... (Здесь можем увидеть и обиды, и презрение, и злость и т.д.)
    Подробно обсуждаем с клиентом каждую карту и его чувства, относительно нее.
    4. Просим клиента вытянуть ВС карты, которые будут символизировать "Что я должен сделать, чтобы улучшить свои взаимоотношения с мамой " или "Что поможет"..
    5. Проговариваем полученные выводы.Записываем реальные действия по улучшению взаимоотношений (спрашиваем у клиента сроки выполнения). Даем клиенту домашнее задание для дальнейшей проработки данной темы.
    hyoUWaLUGvA.jpg
     
    4 пользователям это понравилось.
  19. 16 авг 2015
    #99
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Работа с психотравмой

    Из подборки Марии Богдановой "Техники проработки травматического события"


    1. Техника проработки травматического события
    Используемые колоды:
    «Соре», «ОН», «Saga», «Morena».

    Алгоритм работы:
    1. Подумайте о каком-то серьезном испытании, которой вам пришлось пережить.
    2. Из колоды карт ВО выберете 5-6 карт, которые описывают хронологию данной ситуации (от ожидания ситуации к пику переживаний и до состояния покоя, когда последствия минимальны).
    3. Разложите их на столе и расскажите историю. Оцените интенсивность переживаний по каждой карте (соответственно, по каждой части ситуации) по 10 баллам.
    4. Переверните карты, перемешайте и снова откройте. Теперь расскажите историю так, как «рассказывают» ее карты, расположенные в новом порядке.
    5. Оцените интенсивность карт при данной последовательности. 6. Повторите шаги 4 и 5 еще один-два раза, каждый раз излагая свою историю так, как диктует ее новый порядок карт.
    7. Возьмите новую карту из закрытой колоды карт, лежащей на столе, и используйте ее для сочинения нового конца своей истории.
    8. Придумайте название для своей новой истории.

    2. Техника «Лестница надежды»
    Используемые колоды: ОН, Сага, Персона (на выбор) используются 5 – 10 карт.

    Вводное слово: Давай поразмышляем о твоих страхах, травмах, или проблемах языком метафорических карт.

    Алгоритм работы:
    1. Выбери и разложи лестницей (начиная с низу вверх) несколько карт (2 – 5), иллюстрирующих твое состояние и/или жизнь до возникновения проблемы.
    2. Выбери несколько карт, отражающих твое нынешнее состояние, и разложи их в середине лестницы.
    3. Выбери несколько карт, которые определяют твои ожидания и результат успешного преодоления нынешнего состояния. (Это карты-ресурсы, которые необходимо выстроить как шаги для реабилитации себя)
    4. В завершении найди карту, выражающую желаемое состояние.

    3. Техника проработки потери
    Используемые колоды: любая портретная колода, «Соре», «Saga».

    Цель: Терапевтическая работа с потерей (смерть близкого человека, ситуации развода).

    Алгоритм работы:
    1. Клиенту из портретной колоды предлагается выбрать карты, которые помогли бы ему ответить на целый ряд вопросов: 
    Каким вы его помните?
    Каким вы его любили? (Каким вы еще его помните?)
    Каким вы его не любили? (Каким еще вы его помните?)
    Каким его знали другие люди?
    Каким его не знал никто кроме вас?
    Предлагается рассказать про каждую карту.
    2. В случаях, если клиент испытывает чувство вины перед умершим, ушедшим человеком, можно продолжить разговор на эту тему и спросить клиента перед каким именно образом (из выбранных для ответа на первые три вопроса) он чувствует свою вину; от кого из трех образов хотел бы получить прощение. Зачастую данной работы с картами хватает для уменьшения тяжести эмоциональных переживаний, пересмотра отношения к смерти (разводу), снятия чувства вины и выражения всего, что осталось невысказанным в отношениях между людьми.
    Если этого будет не достаточно, предложите клиенту продолжить работу по следующему алгоритму.
    3. Предложите клиенту написать письмо объекту потери. Объясните важность написания письма. Письмо может содержать описание переживаний клиента, в нем можно попросить прощение, либо высказать слова благодарности. На это время клиента можно оставить в одиночестве. Письмо вместе с терапевтом читать не обязательно. Клиент перечитывает письмо про себя.
    4. На следующем этапе, предложите клиенту перевернуть лист с письмом взять карандаш в противоположную руку (для правши в левую и наоборот) и написать себе ответ от лица объекта потери.
    В качестве психологической проработки предложите клиенту подумать на тему: чтобы вы хотели сделать с этим листом?
    5. Можно предложить сделать метафорический подарок объекту потери (нарисовать, слепить, рассказать историю и др.)

    4. Техника «Возвращение в будущее»
    Используемые колоды:
    любая портретная колода

    Алгоритм работы:
    1. Клиенту предлагается вытянуть ВО 6 карт из портретной колоды, которые могли бы его идентифицировать.
    2. Далее следует инструкция: «Закройте глаза и представьте себя в будущем времени. Это тот самый возраст, когда Вы стали настолько мудры и сильны, что самому себе сможете дать настоящий совет. Не спешите. Детально рассмотрите себя. А теперь откройте глаза и выберите карту, которая наиболее полно идентифицирует Вас с картинкой будущего. Теперь, глядя на картинку себя в будущем, от своего имени расскажите о себе, о том, как Вы живете, что Вас радует, огорчает... А теперь, находясь в будущем, дайте себе рекомендацию или совет, а может пожелание для настоящего».

    5. Техника проработки ресурсов травмы
    Используемые колоды: Соре, ОН, Сага, Морена, Mythos.

    Алгоритм работы:
    1. Выберите ВО карту, которая олицетворяет ситуацию травмы.
    2. Выберите ВО карту, которая отражает ваше сегодняшнее состояние, то есть то, как вы чувствуете себя сейчас.
    3. Выберите ВЗ карту, которая является вашим ресурсом, то есть олицетворяет то, что помогло вам справиться.
    Для расширения осознавания ресурса можно предложить клиенту расширить карту, положив ее на лист бумаги и дорисовав картину. Инструкция: «Предлагаю вам дорисовать картину, положив карту на лист бумаги, попробовать таким образом укрепить свой ресурс и, возможно, найти новый».
    При проработке травмы клиенту предлагается ответить на ряд вопросов:
    Что травмирующая ситуация изменила в вашей жизни?
    Что она значит сейчас, какую ценность имеет сегодня? 
    Что вам могло бы помочь тогда (если бы…)? 
    Что вы с позиции «Я – сегодня» можете сказать «Я – вчерашнему»?
     
    6 пользователям это понравилось.
  20. 16 авг 2015
    #100
    _Жанна_
    _Жанна_ ЧКЧлен клуба
    Из подборки Марии Богдановой "Техники работы с травмами картами COPE"

    1. Техника «Путь героя»

    Лист бумаги разделить на 6 частей. По следующему алгоритму предложить клиенту выбрать 6 карт, чтобы заполнить все зоны листа.

    Алгоритм работы:
    1. Карта героя: Выберите карту, представляющую героя / героиню истории.
    2. Карта-миссия: Какова миссия вашего героя?
    3. Карта-помощник: Кто или что поможет герою в его странствии? 4. Карта-препятствие: Какие препятствия или трудности встретятся на пути героя? Что ему необходимо преодолеть?
    5. Карта-преодоление: Как герой справится с этими препятствиями и трудностями?
    6. Конец истории: Каков конец истории героя?
    Предложить клиенту рассказать свою историю, а лучше записать ее. Теперь, вместе с клиентом, нужно выяснить контекст истории, ее основную тему или послание. Можно попробовать рассмотреть историю, используя модель «ЧУДО И Вы». Каждое изображение дает информацию относительно выбранных стратегий преодоления кризисов. Если, например, герой - фея, то возможно, она намекает на использование воображения. Цель странствия могла бы быть связана с определенными жизненными ценностями и убеждениями. Помощь, как и препятствия, может быть реальной или воображаемой, связанной с внутренними убеждениями или социумом. Конец истории может быть эмоциональным, интеллектуальным, социальным или воображаемым. Поэтому важно обращать внимание клиента на те способы борьбы с трудностями, которые часто проявляются в истории, так и на те, которые не появляются вообще. Способы преодоления кризисных ситуаций, чаще используемые в истории, являются таковыми и в реальной жизни.

    2. Техника «Вращающиеся двери»

    Цель: Техника способствует концентрации внимания на факторах, как мешающих человеку при решении проблемы, так и способствующих мобилизации сил для преодоления кризисов.

    Алгоритм работы:
    Все карты «Соре» лежат на столе ВО, клиенту предлагается выбрать шесть видов карт:
    1. Карту, описывающую проблему, экстремальное состояние, или травмирующее событие в его жизни, с которым он успешно справился.
    2. Карту, описывающую, что мешало ему при достижении цели.
    3. Карту, описывающую, что ему помогало найти решение.
    4. Карту, описывающую, кто ему мешал найти решение.
    5. Карту, описывающую, кто ему помогал найти решение.
    6. Карту, описывающую решение проблемы.
    Участник рассказывает с помощью этих карт свою историю. После рассказа он может поразмышлять над тем, чтобы ему хотелось в ней поменять.

    3. Техника «Знакомство с привычным»

    Алгоритм работы:
    I. Предложите клиенту сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации из его жизни.
    II. Затем клиент вытягивает 9 карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:
    1. Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
    2. Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
    3. Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
    4. Взгляд на происходящее с собственной ладони.
    5. Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
    6. Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
    7. Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
    8. Взгляд на происходящее глазами психиатра.
    9. Взгляд на происходящее глазами подземелья.
    Обсудите с клиентом полученный результат.

    4. Техника «Давать и получать»

    Алгоритм работы:
    Колода «Соре» перемешивается и выкладывается ВЗ на стол 2 стопками.
    Инструкция:
    1.Та стопка, что по правую руку содержит всё, что вам хотелось бы получить от этого мира.
    2. Та стопка, что по левую руку содержит всё, что вам хотелось бы дать этому миру.
    3. Доставайте карту и ответьте на свои вопросы:
    1) Что я хочу дать?
    2) Что я хочу получить?
    Клиент может продолжать по очереди брать карты из обеих стопок, задавая себе эти вопросы. Ответы можно записывать в виде двух столбцов. Для более глубокого осознания пережитого кризиса следует ответить и на более глубокие вопросы:
    Что я получаю в результате от пережитых кризисов? 
    Что я даю миру в результате от пережитых кризисов?

    5. Техника «Рост после разрушения»
    (или «Потери и дары травмы»)

    Цель техники:
    выявить процесс личностного роста, являющегося следствием травмы.

    Алгоритм работы:
    Психолог предлагает клиенту перемешать колоду и разделить ее вслепую на 4 стопки. Затем он просит вспомнить какую-нибудь ситуацию стресса, кризиса или травмы из жизни. Карты из каждой стопки отвечают на следующие вопросы:
    1 стопка – Что вы потеряли в этом кризисе?
    2 стопка – Чем вы были готовы пожертвовать?
    3 стопка – Что вы приобрели в результате данного события?
    4 стопка – Какие новые навыки, качества я открыл(а) в себе в процессе преодоления травмирующего события?
    Завершающая карта: Что бы вы хотели приобрести в результате пережитого?
    Важно отметить: Если одной карты из какой-либо стопки не достаточно для ответа на поставленный вопрос или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям клиента, то он может по своему усмотрению брать и открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.

    6. Техника «Развилка»


    Кризисные ситуации заставляют человека остановиться и задуматься. Благодаря им мы можем пересматривать свое прошлое, открывать в себе дремлющие ресурсы, прояснить свои мечты и ожидания, придумать новые творческие подходы для решения проблем. Эта техника способствует переоценке ценностей во время кризиса и выбору правильного пути для выхода из него.

    Алгоритм работы:
    Карты «Соре» перемешиваются и выкладываются на стол ВЗ. Инструкция: Сконцентрируйтесь на своей проблеме, и достаньте 5 карт.
    Открывать карты надо одну за другой.
    1 карта – Описывает кризисную ситуацию.
    2 карта – Означает корень проблемы из прошлого клиента
    3 карта – Описывает ожидания в создавшейся ситуации.
    4 карта – Показывает, какими ресурсами клиент располагает для разрешения создавшейся ситуации.
    5 карта – Демонстрирует решение таким, каким оно видится клиенту сейчас.
    Инструкция: «Теперь все ваши дороги раскрыты перед вами. Вам предстоит решить, в каком направлении двигаться далее и что может помочь в дальнейшем путешествии. Выберите из оставшейся колоды ВС одну карту и решите, куда бы вы хотели положить ее, чтобы узнать, в каком направлении вам стоит идти и что вам необходимо для достижения вашей цели. Откройте выбранную карту и положите ее изображением вверх на одну из пяти карт «развилки» выбранной ранее. Расскажите возникший у вас сюжет».

    7. Техника «Кризис = Угроза + Шанс» или «ЧУДО И Вы»

    Цель: исследование привычных путей преодоления кризисного события и определения тех способов преодоления, которые заблокированы в ситуации кризиса. Этот тип работы позволяет познакомиться с различными категориями внутренних ресурсов, помогающих справиться как с обычными бытовыми проблемами, так и с экстремальными ситуациями. Клиент сможет выявить, какие из этих ресурсов малодоступны ему в моменты стресса и прочувствовать, к каким внутренним силам ему стоит обращаться за помощью в кризисных ситуациях. Таким образом, методика отвечает на вопросы: какие ресурсы необходимы в трудных ситуациях и как сделать, чтобы они были доступными тогда, когда они необходимы?

    Алгоритм работы:
    1. Разложите 6 карт с руками на столе изображениями вверх и обозначьте каждую из них согласно модели BASIC Ph (вера, эмоции, социальные навыки, творчество, интеллект и физические действия).
    2. Выберите 6 карт из колоды «COPE» и положите их лицом вниз на карты с руками таким образом, чтобы каждая карта с руками была покрыта одной картой из колоды.
    3. Переворачивайте по одной верхней карте и описывайте, как они связаны с картами с руками, которые представляют собой способы преодоления. Пусть верхняя карта поможет вам описать, как вы используете в вашей жизни каждый способ преодоления, в позитивном или негативном направлении.
    Пример: мой способ преодоления через воображение помогает мне отстраниться от моих переживаний (позитив) и мой социальный способ преодоления делает меня нуждающейся и зависимой от других (негатив).
    4. Теперь вспомните тот период в вашей жизни, когда вы испытывали сильный стресс или кризис. Переверните оставшиеся в колоде карты «COPE» и выберите три карты, описывающие этот опыт.
    5. Вспомните и попытайтесь определить, какие способы преодоления вы использовали, чтобы справиться с этим кризисом. Используя карты, расскажите историю вашего исцеления.
    6. Попытайтесь также определить те методы, которые вы не использовали и переверните карты, их представляющие, лицом вниз. Эти карты представляют те способы преодоления, которые блокируются травматическим событием.
    7. Найдите карты, которые могут помочь возобновить эти заблокированные способы.
    8. Воспроизведите весь процесс того, как вы определили имеющиеся у вас возможности для преодоления кризисов и как вы активизировали дополнительные ресурсы. Поделитесь вашим мнением. Расскажите историю вашего травматического опыта вновь, используя новые возможности и ресурсы. Какие изменения произошли в результате использования всех 6 способов преодоления?

    8. Техника «Внутренняя тень»

    Пояснение: В результате столкновения с кризисной ситуацией человек может оказаться раздираемым внутренними противоречивыми чувствами, которые отражают конфликт между силами саморазрушения и силами, ведущими к освобождению от страхов и обретению нового смысла жизни. Эта техника способствует выявлению в нас таких противоречивых сил и приводит к трансформации внутренней борьбы и сопротивления негативу в мощный жизненный поток.

    Алгоритм работы:
    Карты «Соре» раскладываются на столе ВО.
    1. Выберите одну из карт, как образ вашей внутренней тени – она будет обозначать всё, что подавляет, ваши неразрешенные проблемы, боли и печали. Клиент выбирает карту, и кладет ее слева от себя.
    2. Выберите другую карту, которая символизирует все ваши мечты, ожидания, стремления. Клиент выбирает вторую и кладет справа от себя.
    3. Перемешать оставшуюся часть карт «Соре» достать из нее ВС еще три карты. Затем эти карты открываются и выкладываются между первыми двумя картами, образуя «мост» между «тенью» и «мечтами».
    4. Клиенту предлагается придумать сюжет о переходе через этот мост, от карт сомнений и внутренней борьбы к карте надежд и осуществления желаний.

    9. Техника «Родом из детства»

    Пояснение: Данная техника предлагает возможность встретиться со своими внутренними ранами еще раз, чтобы их исцелить и извлечь из них ценные уроки. В момент получения травматического опыта у нас еще зачастую не хватает сил, чтобы справиться без вреда для себя. У взрослого человека есть для этого все ресурсы, а инструментарий предоставляет специалист-психолог в форме колоды карт «Соре».

    Алгоритм работы:
    1. Клиент ВО ищет карту, которая отражает его травмирующую ситуацию.
    2. На плакате нарисуйте контур человека. Предложите клиенту прикрепить карту на «человека» в то место, где она «живёт» у клиента.
    3. На третьем этапе идет обсуждение и анализ: почему выбрана именно эта карта, почему она прикреплена именно на это место, что значит карта и ситуация, описать чувства и переживания (физические) от присутствия травмы в теле и в жизни.
    4. Предложите клиенту найти «преодоленческую карту»-ресурс, который помог бы справиться с травмой. Также проработайте и проанализируйте с клиентом выбранную карту.
    5. Поместите карту-ресурс на карту-травму. Обсудите с клиентом, какие произошли изменения.
    В качестве продолжения можно предложить клиенту убрать с тела человека карту-травму или обсудить вопрос, как можно от нее избавиться.
     
    3 пользователям это понравилось.