Доступно

Нейропсихология [ИПиКП] [Светлана Некрасова]

Тема в разделе "Курсы по психологии", создана пользователем Топикстартер, 12 сен 2021.

Цена: 6270р.-92%
Взнос: 472р.
100%

Основной список: 31 участников

Резервный список: 4 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 12 сен 2021
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба
    Нейропсихология
    Светлана Некрасова
    Институт психотерапии и клинической психологии



    Нейропсихология.png

    05 октября 2021 - 07 октября 2021

    Для кого этот семинар:
    семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.

    Цель семинара:
    • формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
    • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
    • изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
    • знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

    В программе семинара:
    • Введение в теорию нейропсихологии.
    • Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
    • Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
    • История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
    • Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
    • Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
    • И. М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении.
    • Работы И. П. Павлова о роли лобных долей мозга.
    • Работы А. А. Ухтомского о динамической локализации функций.
    • Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.
    • Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.
    • Особое значение теории П. К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н. А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.
    • Концепция А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ.
    • Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н. Н.Трауготт, Н. П.Бехтерева, В. Л. Деглин, Н. М. Тонконогий и др.).
    • Проблема фактора в нейропсихологии.
    • Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.
    • Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
    • Анатомические принципы организации мозга.
    • Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.
    • Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга (Х. Джексон, Н. А. Бернштейн).
    • Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.
    • Концепция трех функциональных блоков мозга.
    • Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга.
    • Блок приема, переработки и хранения информации.
    • Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга.
    • Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.
    • Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
    • История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга.
    • Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
    • Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
    • Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга».
    • Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.
    • Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
    • Мозговая организация зрительного гнозиса.
    • Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
    • Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
    • Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
    • Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
    • Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
    • Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
    • Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
    • Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
    • Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
    • Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
    • Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
    • Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
    • Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений.
    • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
    • Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
    • Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
    • Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
    • Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
    • Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
    • Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы.
    • Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
    • Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
    • Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.). Другие классификации апраксий (Липманн, Клейст, Экаен и др.).
    • Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
    • Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
    • Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация аффазий Вернике-Лихтгейма, Хэда, Трауготт-Орфинской и др. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
    • Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии).
    • «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии.
    • А. Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
    • Методики исследования нарушений речевых функций.
    • Мозговая организация мнестической деятельности.
    • Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
    • Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение).
    • Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
    • Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
    • Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
    • Межполушарная асимметрия в процессах памяти.
    • Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
    • Внимание и его мозговая организация.
    • Психологическая структура внимания.
    • Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание.
    • Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
    • Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
    • Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания.
    • Методики исследования нарушений внимания.
    • Нарушение внимания как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
    • Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
    • Психологическая структура и мозговая организация мышления.
    • Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления.
    • Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
    • Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
    • Нарушения счета, виды акалькулий.
    • Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.
    • Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом
    • Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля.
    • Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома (А. Р. Лурия, К. Прибрам, Е. Д. Хомская). Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
    • Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.
    • Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.
    • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
    • Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
    • Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
    • Нейропсихологический анализ нарушений сознания.
    • Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А. С. Шмарьян, А. Р. Лурия, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Б. И. Белый).
    • Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
    • Межполушарные отношения в проявлениях сознания.
    • Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.
    • Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
    • Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
    • Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия).
    • Принцип двойной диссоциации Г. Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений.
    • Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).
    • Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.

    В результате участия в программе вы будете знать:
    • естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
    • методологию нейропсихологии;
    • основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
    • методы и методики нейропсихологического обследования.

    В результате участия в программе вы будете уметь:
    • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии,
    • обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга,
    • изменять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.
    • В результате участия в программе вы будете владеть:
    • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
    • представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
    • методологией нейропсихологического обследования.
    • Основные методы, используемые при проведении обучения:
    • проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.

    Ведущий:

    Некрасова Светлана Витальевна
    • Патопсихолог, нейропсихолог, клинический психолог высшей квалификационной категории по специальности «медицинская психология».
    • Заведующая лабораторией медицинской психологии ГБУЗ МО «Центральная клиническая психиатрическая больница», член Московского областного общества психиатров и наркологов.
    • Специалист в области:
    • дифференциальной диагностики и психологической экспертизы,
    • реабилитационной работы и социальной адаптации работы психически больных,
    • коррекции эмоциональных нарушений, внутри- и межличностных конфликтов.

    Цена: 6270 рублей

    Скрытая ссылка
     
    Последнее редактирование модератором: 17 апр 2022
    1 человеку нравится это.
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      8 окт 2021
    2. skladchik.com
      Яринка участвует.
      3 окт 2021
    3. skladchik.com
      Hestiya участвует.
      3 окт 2021
    4. skladchik.com
      хохохо участвует.
      3 окт 2021

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      8 окт 2021
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 236р.
      2 окт 2021
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      2 окт 2021
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 02.10.2021.
      29 сен 2021
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.