Всем привет! Я надеюсь, что все ваши дети здоровы. Мои, кстати, тоже. Эту запись я делаю для тех, у кого возникнет потребность скрасить досуг "особых" детишек, т.е. детей с ДЦП. Т.к. я не медик, то я не могу утверждать, что это нужно детям с ДЦП. Если судить по отзывам родителей, то это нужно и это полезно. Но были и те, кто под предлогом "моему ребенку это не нравится" от занятий отказались. Насколько этот предлог правда - я не знаю. В наших встречах участвовали только дети с легкой формой ДЦП - они могли более-менее самостоятельно сидеть, держать голову и координировать движения рук (на самом деле с этим были сложности, но это мелочи). И да, их поведение было адекватным. Тем не менее, родители всегда находились рядом с детьми (или держали их на коленях, или сидели рядом. Дело происходило в Подмосковье, в болшевском центре реабилитации инвалидов, где для детей с ДЦП было выделено несколько комнат. Детский психолог-реабилитолог Нэлли Станиславовна, которая работала в этом центре поделилась со мной свей идеей начать рисовать со "своими" детьми. Не столько ради "научить", сколько с целью разнообразия, социализации и общения родителей. Мне идея понравилась. Родителям "особых" детей было сделано предложение на ближайшую субботу и они все до одного дали согласие. Идея Нэлли Станиславовны состояла в том, чтобы познакомить детей с цветами, линиями, формами. Ну, и попутно, дать возможность общаться и детям, и родителям. Из обязательного требования - в классе должна быть ТИШИНА, т.е. ни музыки, ни радио, ни детских песенок, ни радио Шансон Только общение людей. Или тишина. Подготовка. Т.к. опыта рисования в такой компании у меня не было (да и просто общаться с детьми с ДЦП не приходилось), то пришлось все решать на ходу. Нэлли Станиславовна подробно рассказала, какие трудности могут возникнуть с детишками и их родителями. А еще пообещала присутствовать на занятиях, хотя бы на первых. В Москве на художественной фабрике были закуплены + гуашь художественная в наборе 12 цветов - 1 набор на каждого ребёнка. + кисти белочка №№ 2, 5 и 12 - по 1 комплекту на каждого. + много-много альбомов для рисования. Перед уроком я вырывал из альбома листы и раздавал их художникам. Для некоторых художников листы приклеивались к столу скотчем. Бумага уходила очень быстро. + Вопрос с палитрами под гуашь решился сам-собой: на помойке были найдены кафельные плитки "пятнашки" подходящих светло-серого и светло-песочного цветов. Я их отмыл и отчистил от излишков цемента. В качестве запасного варианта были приготовлены старые СД-диски, чтобы использовать их в качестве палитр под краску (плиток было мало, а точное количество участников было неизвестно до самого последнего времени). + Банки для воды принесли сами родители. + Несколько рулонов кухонных бумажных полотенец - из супермаркета. + Малярный (бумажный) широкий скотч, чтобы приклеивать к столу бумагу у тех детей, кто очень активно двигает руками - вещь незаменимая для такой аудитории. Очень помогла мне в подготовке к урокам детский психолог из Питера (а теперь уже она живет в Израиле) Марина Озерова. У нее в то время был курс "Рисование с детьми", а потом позже она выпустила книгу "О детском рисовании". Она помогла мне придумать "задания" на первые встречи, и вообще дала много полезных рекомендаций о подготовке и ведении уроков. Как мы с Нэлли Станиславовной предполагали, родители с детьми на коленях будут сидеть за большим столом, а после того, как дети начнут рисовать, нам нужно будет просто менять в баночках воду (чтобы родители не вставали и не отвлекали детей), а после окончания урока все сложить на свои места. А под занавес предполагалось чаепитие. Выбор в пользу гуаши был сделан по тому, что жидкая краска смешивается, дает разные оттенки. А кисть прощает черезчур сильный нажим неопытной руки. 1й урок. Родители и дети пришли как на праздник. В красивой одежде, в платьях и костюмах. И с печеньками Нэлли Станиславовна как могла заранее объяснила всем детям, что интересного и необычного их ждет в субботу. Т.е. дети были предупреждены и многие торопились приступить к рисованию. Все расселись за столом и приготовились к созданию шедевров. На первом занятии было 14 художников. В качестве задания на урок я предложил работу с самой большой кистью - обмакнуть её в 2-3 разные краски и так рисовать то, что хочется. На палитру каждому художнику я выложил гуашь 3х цветов на его выбор, потом показал, как обмакивать кисть по очереди в разные краски. И тут возник первый серьезный "шухер". Один из наших художников - мальчик лет 4-5, испугался своей же кисточки, которую только что сам обмакнул в алую краску. Истерика была нешуточная и совершенно неожиданная для всех. Если бы не помощь Нэлли Станиславовны, встреча была бы сорвана. Но все обошлось. Другая, уже приятная, неожиданность - родители сами ринулись рисовать! Попросили для себя бумагу и кисточки... и понеслось! С шутками, с высунутыми от старания языками, с горящими глазами... Идея рисовать одновременно несколькими красками пришлась очень кстати. Так у нас появились многоцветные солнца, ярко-осенние листья, сине-зеленые поля и моря много чего еще. Многие дети загорелись рисованием, некоторые остались спокойными и даже равнодушными. А почти все родители были в восторге. В общем и целом, 1я встреча прошла очень душевно. По мнению Нэлли Станиславовны, 30 минут - это максимальная продолжительность урока для нашей группы. И не должно быть никакого нажима на детей (некоторые родители требовали от детей "результата"). По её словам, благодаря этому уроку она придумала несколько идей, которые можно применить при терапии с особыми детишками. Папа одной девочки по секрету сказал мне, что у них с женой даже такой мысли не было - рисовать с дочкой. Она же больная! Так что тот день прошел не зря. Далее мы встречались 1 раз в 2 недели. Задания я брал частично из интернета, частично из рекомендаций Марины Озеровой. Конечно, ничего сложного мы не рисовали. Перед Новым годом - снеговик и снежинки. В честь 8 марта - тюльпан и мимоза. В общем-то это то, что под силу самым начинающим художникам. Некоторые родители купили краски домой и рисовали с детьми дома часто и с удовольствием. В общем, рисуйте! И творите добро. PS. если есть вопросы - спрашивайте. PPS. книга Марины Озеровой очень хорошо вправляет мозги на тему рисования с (обычными здоровыми) детьми. Но она будет полезна для всех как источник идей для первого и ненавязчивого знакомства ребенка с миром рисования.
Спасибо ,у старшей дочери дцп , но тяжелое , а вот младшим моим в самый раз кое какие вещи подойдут . Ну и если возможно и позволите . вашим постом поделюсь с сотрудниками центра реабилитации , они всегда ищут разные методы и способа для деток таких .
я хотела бы тут сказать , тем кто прочтет ... если прочтет - наше общество в основном , ( не готово смотреть на больных людей . Я так как столкнулась с этим - с болью вижу , как люди стараются отвернуться , обойти , сделать вид , что не замечают... На работе у себя в коллективе спрашивала - почему так ?? больно.. боли боимся , неловко.. , . только те , кто в инвалидной коляске сидит, видит не боль( вы же отвернулись ))) а равнодушие , презрение , брезгливость иногда ((( Я в городе (он у нас сто тыс примерно , совсем небольшой ), многих знаю колясочников с самого детства , с дочерью в центр реабилитации 15 ходили , я даже подрабатывала там , чтобы поближе быть , и потому , всех кого вижу в городе стараюсь как то не обойти внимаем.. Иногда смотрю , как грусно и уныло катятся они возле магазина , сами ли . . или с совсем уже подряхлевшими родителями своими , и как сильно они нуждаются хотя бы в прямом взгляде , кивке одобрительном , фразе здравствуйте ! даже и помощи не нужно часто , просто человеческое отношение . извините если причинила неудобства . goandr, будем дружить )))
Отношение окружающих иногда очень удивляет, да. В нашем городе родители таких детей просто собрались в одну компанию и так живут. Вместе гуляют, помогают друг другу, за продуктами на машине ездят и все такое прочее. Говорят, что так оно намного легче стало.
это конечно ) у нас так же , мы дружим , хотелось бы чтобы и общество как то адекватно реагировало.. с другой стороны , даже после войны калек вывозили за город и на острова , чтобы образ солдата победы не марать... может быть оттуда еще осталось это... сберечь чистоту и красоту вокруг себя )) что вообщем то естественно)))
Да, мне тоже часто эта история вспоминается. Только стало ли от этого кому-то легче? Если у вас пойдет рисование, это будет замечательно. Кстати, я упоминал книгу Марины Озеровой. В ЖЖ есть её неживой личный блог, а основная жж-жизнь у нее в сообществе "Дети в семье". Там и про рисование очень много есть интересного