Доступно

Искусство эпохи Фрейда [Магистерия] [Кирилл Светляков]

Тема в разделе "Культура, история и искусство", создана пользователем Топикстартер, 24 авг 2022.

Цена: 1590р.-87%
Взнос: 198р.
100%

Основной список: 24 участников

Резервный список: 6 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 24 авг 2022
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба

    Складчина: Искусство эпохи Фрейда [Магистерия] [Кирилл Светляков]

    Untitled-1.jpg

    Вашему вниманию предлагается курс, посвященный отношениям искусства и психоанализа.

    Курс рекомендован всем, кто интересуется искусством, психологией и междисциплинарными исследованиями в области наук о человеке.

    Вы научитесь видеть и чувствовать идейные связи между миром художественных образов эпохи модернизма и одной из самых влиятельных антропологических теорий современности. Сможете принять участие в мысленном эксперименте, в ходе которого труды знаменитого венского психолога вступают в активный диалог с художественной культурой его эпохи.

    1. Становление Зигмунда Фрейда и травма нарциссизма в искусстве. Взаимное влияние культурной среды рубежа XIX-XX веков и теорий Зигмунда Фрейда. Человек и животное: интерес к зоологии и новое прочтение античного мифа. Творчество Арнольда Бёклина, Фернана Кнопфа и других художников.
    1.1 Дарвинизм и фрейдизм. Влияние естественных наук и дарвинизма на искусство и психологию рубежа XIX-XX веков. «Основные начала геологии» Чарльза Лайеля и импрессионизм. Работы Дарвина и художественные исследования сходства животных и человека.
    1.2 Миф о страдающем художнике в культуре ХХ века. Искусство как компенсация или способ демонстрации страданий в зрительском представлении. Миф о Ван Гоге. Художники и эгомания: автопортреты Поля Гогена, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора.​

    2. Зигмунд Фрейд – от «Исследований истерии» до «Толкования сновидений». Темы истерии, неврозов и подсознательных желаний. Исследования Зигмунда Фрейда и параллельный художественный процесс. Творчество Эдварда Мунка, Поля Гогена, Феликса Валлоттона и других художников.
    2.1 Культурная история сновидений до Фрейда. Тема сна и сновидящих в искусстве Ренессанса и Нового времени. Пророчества и божественные откровения, воплощения желаний и ночные кошмары.
    2.2 Символизм снов в искусстве и «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Символизм снов и исполнение желаний с точки зрения психоанализа. Примеры реализации желаний из области мира сновидений в искусстве XIX-XX вв.​

    3. Фрейд и искусство Венского сецессиона. Связь медицины и искусства на рубеже веков. Страх телесного, неврозы и нарциссизм в наследии венского модерна. Творчество Густава Климта, Фердинанда Ходлера, Коломана Мозера и других художников.
    3.1 Перспективы нарциссизма в культуре ХХ века. Нарциссизм в популярной культуре и искусстве ХХ века: от автопортретов авангардистов до «Аватара» Джеймса Кэмерона. Образы Дэвида Боуи, Грейсона Перри и Синди Шерман. Любование собой и отражения в позднесоветской живописи и кинематографе.
    3.2 Австро-Венгерская империя как модель психоанализа. Культурная история АвстроВенгерской империи в зеркале психоанализа и искусства ХХ века. Изобретение национального мифа и работы Густава Климта, Альфонса Мухи, Франца Кафки и других.​

    4. Фрейд, Шиле и венские акционисты. Произведения Эгона Шиле и искусство венских акционистов в контексте культуры и образа мышления своего времени: работа с травматическими, личными и запретными темами. Проблемы рефлексии, потери целостности и телесного проживания.
    4.1 Леонардо да Винчи и Фрейд: воспоминания детства. Анализ творчества и биографии художника в тексте Фрейда «Воспоминание детства Леонардо да Винчи».​

    5. «Тотем и табу» Фрейда, символизм и экспрессионизм. Влияние этнографических исследований Джеймса Фрэзера на психологию и искусство первой трети XX века. Ключевые проблемы, сюжеты и образы: эдипов комплекс, маски и состояние транса, эмоции и экспрессия, интерес к религиозным и культовым практикам.
    5.1 Экскурс в историю «дикаря». Образы дикого и естественного человека в европейской культуре: история развития, особенности и художественные примеры. Связь с моделью взаимоотношений «Я» и «Оно» Зигмунда Фрейда.
    5.2 Психология вчувствования. Вопросы эстетики, «художественной воли» и зрительского восприятия в работах искусствоведов и психологов конца XIX-начала ХХ вв. Тексты Алоиза Ригля, Теодора Липпса, Вильгельма Воррингера и Василия Кандинского.
    5.3 О понятии «трансфер»: явление переноса в культуре. Определения понятия «трансфер» у Зигмунда Фрейда. Моменты переноса «с одного на другое» в искусстве: сублимация внутреннего беспокойства, фигуры посредников зрителя в живописи, смешение жанров и осуществление трансфера через образы.​

    6. Массовая психология в контексте культурных процессов 1920–1930-х гг. Исследования массовой психологии в конце XIX — начале XX века. Темы толпы, слияния и дикости в работах отечественных и зарубежных художников. Обращение к инстинктам и использование подсознательных образов и архетипов в политической пропаганде и рекламе.
    6.1 Фрейдомарксизм: эстетика сюрреализма в советской живописи. Бессознательное в советском искусстве 1920-х годов: работы Александра Тышлера, Сергея Лучишкина, Соломона Никритина и других авторов.
    6.2 Фрейд и немое кино 1920-х годов. Психоанализ и немой кинематограф 1920-х годов: образы и эстетика. Темы сновидения, смерти и другой реальности. Некрореализм 1990-х и его параллели с приемами немого кино.
    7. «Я» и «Оно». Сюрреализм и фрейдизм как художественная идеология. О связи концепций Зигмунда Фрейда и творческого процесса 1920-х годов. Ключевые художественные приемы и творчество Макса Эрнста, Ман Рея, Хуана Миро и других авторов.
    7.1 Понятие сублимации и её возможные проявления в искусстве. Искусство как материал для психоанализа: сублимация в творчестве художников XVI-XX вв. от произведений Микеланджело до Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
    7.2 Ханс Принцхорн и творчество аутсайдеров. Исследование творчества аутсайдеров и коллекция немецкого искусствоведа и психиатра Ханса Принцхорна (1886-1933). Параллели с произведениями художников-модернистов. Работы Павла Филонова, Пауля Клее, Адольфа Вёльфли, Аугуста Наттерера и других авторов.
    8. «По ту сторону принципа удовольствия»: Дали, Магритт и другие художники. Фрейдистские мотивы и темы в творчестве сюрреалистов: образы из подсознания и снов, страхи и желания, эрос и танатос. Произведения Сальвадора Дали, Андре Массона и Рене Магритта.

    9. После Фрейда: гендерные игры и усталая сексуальность. Многообразное влияние фрейдизма в искусстве XX века: подоплека социального отчуждения Эдварда Хоппера, агрессивные эксперименты Люсьена Фрейда и Френсиса Бэкона, гендерные игры попидолов, постмодернистская ирония критиков массовой культуры и особый женский путь Луизы Буржуа.
    9.1 Современная культура как машина исполнения желаний. «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» (1972) Жиля Делёза и Феликса Гваттари: капитализм и концепция «машины желаний». Желания, перверсии и человеческое тело в искусстве 1990–2000-х годов.​

    10. Популярность и критика психоанализа в современной культуре. Об отношении к фрейдизму во второй половине XX века: массовое использование, ирония и критика. Телесность в абстракции и чувственные иррациональные объекты. Творчество Ники де Сен-Фалль. Суррогаты и подмены, тема двойников и многомерной реальности. Психоанализ и кинематограф.
    10.1 Как я стал искусствоведом. Самоанализ в аспекте психоаналитической теории: личная история Кирилла Светлякова о детских увлечениях и выборе профессии на всю жизнь.​

    Зигмунд Фрейд – выдающийся интеллектуал своего времени. Как и многие другие мыслители рубежа XIX и XX столетий, он впитывал самые разные идеи и при этом был убежден, что может создать на их основе универсальную теорию, способную раз и навсегда объяснить природу человека. Влияние Фрейда на искусство ХХ века хорошо изучено, поэтому в рамках этого курса Кирилл Светляков предлагает заглянуть чуть дальше в историю и рассмотреть художественные явления, которые могли оказать влияние на самого Фрейда, предшествовали или развивались параллельно с его теориями. Многие из проблем современного человека нашли свое отражение в искусстве раньше, чем были описаны отцом психоанализа. В частности, симптомы нарциссизма и невротического поведения можно увидеть в работах Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера, Феликса Валоттона и многих художников конца XIX – начала XX веков. Историю искусства часто излагают как формальную историю стилей или историю художников. Этот курс предполагает антропологический и психологический подход к истории искусства как истории идей, влечений, эмоций и страхов – индивидуальных и коллективных. В этой оптике то, что прежде считалось уникальным явлением, вполне может предстать чем-то хорошо узнаваемым и типичным.

    Кирилл Светляков

    Окончил исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения. Кандидат искусствоведения, лауреат премии им. Сергея Курёхина в номинации «Проект года», 2011. Многократно входил в список самых влиятельных людей в российском искусстве по версии изданий «Артхроника», «Артгид», Artnewspaper Russia. Автор книг, редактор и автор путеводителя по Третьяковской галерее на Крымском Валу. Сфера интересов: русское и западное искусство XIX-XХ веков, современное искусство и музейная критика. Лауреат национальной премии «Инновация-2020».

    Скрытая ссылка
     
    Последнее редактирование модератором: 30 май 2024
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      19 сен 2022
    2. InnaChu
      InnaChu участвует.
      14 сен 2022
    3. IrinkaS
      IrinkaS участвует.
      11 сен 2022
    4. newinspiration
      newinspiration участвует.
      11 сен 2022

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      19 сен 2022
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 99р.
      8 сен 2022
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      8 сен 2022
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 08.09.2022.
      6 сен 2022
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.