Открыто

Драма и театр [Magisteria] [Юрий Доманский]

Тема в разделе "Культура, история и искусство", создана пользователем Топикстартер, 12 авг 2024.

Цена: 1640р.-30%
Взнос: 1141р.

Основной список: 2 участников

  1. 12 авг 2024
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба

    Складчина: Драма и театр [Magisteria] [Юрий Доманский]

    Без имени.png

    Как устроен драматургический текст

    Что в замысле драматурга оставляет свободу для сценической интерпретации, для творчества режиссера-постановщика и актеров? Как современный театр ставит классику, и что нового можно найти в новейшей драме? В первых лекциях курса Юрия Доманского «Драма и театр» вы сможете познакомиться с теорией драмы, лучше понять структуру драматического текста. В последующих беседах
    конкретные примеры помогут уяснить теорию и понять особенность разных исторических этапов развития драматургии. Автор не пытается объять необъятное, а делает акцент на пьесах наиболее выдающихся авторов: Софокл и Шекспир, Пушкин и Островский,

    Автор курса
    Юрий Доманский . Филолог РГГУ. Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ; старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина. Исследователь творчества А.П. Чехова, классической отечественной драматургии и русской рок-поэзии.

    Кому подойдет этот курс
    Курс подойдёт тем, кто только собирается постигать драму и театр в ракурсе их исторического развития, хочет понять, как устроен драматургический текст и каким образом это устройство может быть реализовано в театральных практиках. Однако и искушённые в драматургии слушатели смогут найти для себя что-то новое и интересное, а возможно, в чем-то и поспорить с автором.

    Чему вы научитесь
    Слушатель не только научится видеть те особенности, которые отличают драматургии от других литературных родов, но и сможет самостоятельно выявлять смысловые грани этих особенностей на текстах конкретных драм, а в связи с этим – глубже воспринимать и лучше понимать драматургию и, конечно же, театр.

    Программа курса

    1.Место драмы среди других родов литературы.
    Три типа поведения автора и основные роды литературы. Речевая организация и жанры драмы.

    1.1 Наследники Аристотеля.
    Теория искусства в «Поэтике» Аристотеля. Воплощение искусства в жизнь — У. Шекспир, И. Тургенев, , Ф. Достоевский, Н.Носов и художники-импрессионисты.

    1.2 Театр как синтез искусств.
    Пирамида искусств по И. Канту. Чувство и разум —конфронтация и совмещение. Синтетическое искусство и театр как высшее его проявление.

    1.3 Кино и театр.
    Искусство и советская идеология. Театр, кино и цирк как инструменты воздействия на сознание. Дневники А. В. Живаго.

    2.Как устроен драматический текст.
    Как выделяются реплика, номинация и ремарка. Что такое паратекст. Сильные позиции в драматургическом тексте: имяа втора, заглавие, подзаголовок.

    2.1 Подзаголовки драматургических текстов.
    заголовок как указатель жанра и нестандартное жанровое обозначение. Функции подзаголовка: пред понимание, эпатаж, отсылка.

    2.2 Музыка в театре.
    Место музыкальной составляющей в различных жанрах на театральной сцене. Эволюция амплуа поющего актера.

    3.Как устроен пара текст и почему он важен.
    Как устроен список действующих лиц в драматургическом тексте. Пространственно-временная организация пьесы и система персонажей. Способы деления текста.

    3.1 Ремарочный субъект.
    Угол зрения на происходящее на сцене и вовне сценическом пространстве. Ремарочный субъект — повествователь, субъект соносферы, субъект визуала или персонаж.

    3.2Паратекст в пьесе А. Введенского «Елка у Ивановых».
    Эволюция паратекста в XIX–XXI веках. Смысловая конфронтация, деструктуризация и целостность текста пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых».

    4.Типы и функции ремарки в пьесе.
    Пара текстуальные элементы в тексте — типы и функции ремарок. Пространство, время и мизансцена. Режиссерское прочтение и воплощение. Пунктуация в драме.

    4.1 Ремарка, завершающая действие.
    «Непрошенная» М. Метерлинка — драма ожидания. Ремарка, завершающая действие: символисткая нагрузка, сюжетный и смысловой переворот.

    4.2 Четвертая стена.
    Понятие и назначение «четвертой стены». Риторические «провокации», амбивалетность на сцене и театральный интерактив.

    4.3 Монопьесы и моноспектакли.
    Монологи, монопьесы, моноспектакли —понятие, сходство и различие. Современные постановки: Я. Пулинович, Ю.Поспелова, А. Хазанова. Точка зрения одного персонажа: простота и сложность.

    5.Эволюция древнегреческой драмы. Эсхил, Софокл, Еврипид.
    Эволюция драмы в Древней Греции: трагедия, комедия, драма сатиров. Этапы развития, от внешнего к внутреннему — Эсхил, Софокл, Еврипид. Соревнования трагедиографов. Структура древнегреческой трагедии, устройство театра, реквизит. Тема рока и судьба человека.

    5.1 Древнегреческая комедия. На смену трагедии.
    «Всадники», «Облака», «Лягушки» Аристофана: древняя аттическая комедия, ее назначение и структурные элементы. «Брюзга» Менандра — новая аттическая комедия, развлекательная драма и типизация сюжетов.

    5.2 Смешно, серьезно или комично?
    Эволюция категории комического. Синтез комедии положений и комедии характеров. Смена регистра без смены жанра.

    6.Драма в Средние века и театр У. Шекспира.
    Теоцентрическая концепция мира и театр в Средние века — литургия, мистерия, фарс. Эпоха Возрождения: опера, балет, комедия дель арте. Англия времен Елизаветы — К. Марло, Б. Джонсон. У.Шекспир как реформатор театра. Шекспировские комедии, трагедии, исторические хроники.

    6.1«Гамлет» У. Шекспира. В чем трагедия?
    Праведность патриархальной мести и гуманизм грядущего как основной конфликт трагедии У. Шекспира «Гамлет».

    6.2 К. Марло. На что надеялся Фауст?
    К. Марло — первое драматургическое прочтение легенды о Фаусте. Антропоцентрическая модель Ренессанса и рефлексия главного героя.

    7.Театр классицизма.
    Испанский театр эпохи ренессанса и барокко — Л. де Вега, П.Кальдерон, Т. де Молина. Основной конфликт классицизма: разум и чувство. Принцип триединства. Расцвет комедии — Ж.-Б. Мольер, Д. Фонвизин, А.Грибоедов.

    8.Драматургия А. С. Пушкина. Новые дороги.
    Драматургия А. С. Пушкина —новаторство и трудности прочтения. Возможности драматургического текста и параллели с У. Шекспиром. Система персонажей в «Борисе Годунове». Циклизация и система пороков в «Маленьких трагедиях».

    9.Феномен А. Н. Островского: жанровое своеобразие и специфика построения пьес.
    Специфика А. Островского как драматурга. Временная и паратекстуальная организация пьесы «Пучина». Пьеса «Гроза» — жанровое своеобразие, персонализация рока, трагедийный конфликт главных персонажей.

    10.Поэтика драматургии рубежа XIX–XX вв. Г. Ибсен, М. Метерлинк.
    Субъективизм и объективизм в драматургии на рубеже XIX–XX вв. Г. Ибсен — реалистичный символизм и синтез искусств в «Пер Гюнте». М. Метерлинк — диалогическое решение драматического конфликта в пьесах «Непрошенная» и «Слепые».

    11. Приемы драматургии Новейшего времени. Опиши мир молча.
    Титаны начала века: О. Уайльд, Б. Шоу. Интерпретация драматургического текста — парадокс,эпатаж, параллельное пространство. Русские «не пьесы»: А. Чехов, М. Горький, М.Булгаков. Соносфера и визуальное пространство как участники действия — Е.Шварц, Я. Пулинович.

    12. Актуальный театр. Традиции и новаторство здесь и сейчас.
    У истоков со временных экспериментов — Ю. Любимов и Театр на Таганке. Поиски новых форм и форматов в XX и XXI веках: open air, вербатим, театр.doc, иммерсивный и инклюзивный театр.

    Цена 1640 р.
    Скрытая ссылка
     
    Последнее редактирование модератором: 14 авг 2024
    2 пользователям это понравилось.
  2. Последние события

    1. Mihon
      Mihon участвует.
      5 дек 2024
    2. Декат
      Декат не участвует.
      17 ноя 2024
    3. Декат
      Декат участвует.
      17 ноя 2024
    4. skladchik.com
      Нужен организатор складчины.
      15 авг 2024

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Нужен организатор складчины.
      15 авг 2024
    2. skladchik.com
      Назначен организатор.
      12 авг 2024