Отзывы

5 шагов сценариста и 25 складчин от нуля до профи

Тема в разделе "Обсуждение инфопродуктов", создана пользователем kurbat, 1 сен 2018.

  1. 1 сен 2018
    #1
    kurbat
    kurbat ОргОрганизатор
    В этом обзоре расскажу про 25 складчин, полезных на разных этапах вашего профессионального становления сценаристом. Интересно? Читаем дальше!

    Кто вещает?

    Профессионально в драматургии я 5 лет. Работаю редактором в продюсерском центре средней величины, который снимает сериалы и ТВ-мувики. Т.е. я тот человек, который читает на потоке заявки от любого пожелавшего прислать их. Это позволило увидеть, что у 90% начинающих авторов одни и те же ошибки и проблемы, которые можно легко решить с помощью тех инфопродуктов, которые порекомендую ниже.

    Кроме редакторской работы, я сценарист. Выиграл два известных питчинга, один сценарий полного метра продал, но до экранизации он так и не дошёл, надеюсь, что только пока. Автор и со-автор нескольких ютуб-проектов, в основном юмористического толка.

    А ещё я инфоман, постоянно читаю, учусь на Складчике и вне его. Профильного высшего нет, только книги и курсы, коих перелопатил море. И чтобы вы не шли длинным путём, не искали в куче навоза брилианты, я решил сделать этот обзор.

    5 шагов, которые делают все востребованные сценаристы...


    Наилучший первый шаг в драматургии - изучение структуры и жанровых канонов. Для этой задачи подойдёт практически любая из известных книг, но интереснее всего это даётся в "Спасите котика" Блека Снайдера (ещё книга давно обитает в паблике, но есть складчина на аудио-вариант) и "Кино между адом и раем" (обитает в паблике) Александра Митты. Но если вы не против легкого занудства, то можно почитать/посмотреть Сида Филда (этот МК или эту книгу). Это для освоение структуры.

    По жанрам есть курс в аудио-формате от Роберта Макки, его желательно прослушать, после его книги "История на миллион долларов" (аудио-вариант тут), т.к. он на неё периодически ссылается. Курс средненький, больших откровений не ждите, но на безптичье и страус - соловей. Рекомендую прослушать хотя бы интересующие вас жанры, нет-нет, да услышите полезные вещи. Также имеется гораздо более свежий курс от Лили Ким по жанрам , который на твёрдую четверку с плюсом. Не пятёрка, т.к. есть спорные моменты и перекосы, но как минимум ознакомиться полезно.

    Главное не считайте какого-то одного автора истиной в последней инстанции. Моделей структур много и все так или иначе рабочие. Адепты разных учений будут до хрипоты доказывать, что нужно 3 акта или 5, что поворотные пункты должны быть только на такой и такой-то странице и прочее. Рекомендую не примыкать ни к одной из школ настолько, чтобы отвергать другие. Изучайте всё, в разных историях работают разные модели.

    Записываться на курсы не прочитав ни одной базовой книги - не рекомендую. На серьезных курсах вы не поймете глубины, а курсы, где разжевываю такие основы - слишком слабы и существуют для "сравнительно честного отъема денег у населения".

    Второй шаг в драматургии, после усвоения структуры - это практика, практика и ещё раз практика. Где-то 1-3 месяца практики, чтобы структурные элементы у вас появлялись в историях на полуавтомате.

    Идеальным вариантом на этом этапе - участие во всевозможных марафонах сценаристов, где есть обратная связь.

    Альтернативой марафонам будут курсы с обратной связью. Первые месяцы обратная связь крайне важна, чтобы вы исправляли самые грубые ошибки в своих работах. Про курсы "Снегирей" и Быкова я скажу ниже, но в них можно участвовать уже с этого момента, там есть та необходимая обратная связь от толковых ребят.

    За несколько месяцев практики, вы будете что-то еще почитывать, книги или статьи, смотреть мастер-классы и семинары. И чаще всего в этот момент образуется иллюзия, что вы уже полупрофи, что всё знаете, просто ещё мало успели написать. На самом деле это иллюзия, вы научитесь к этому моменту только не совершать грубых ошибок, но тонкости, мастерства, изюминки в ваших работах, скорей всего, ещё не будет. Надо делать следующих шаг.

    Третий шаг - познание неструктурной драматургии или органической драматургии. Что я имею ввиду под этими терминами? Десятки разных нюансов с мотивацией и проработкой персонажей, постановка темы и контр-темы, подсознательные образы, архитипы, умение сформулировать автоское высказывание и прочее-прочее.

    На этом этапе вы уже умеете строить истории, но скорее механически, а нужно научится это делать органически. Учитесь делать истории глубокими и многослойными, интересными для широкой аудитории.

    На этом этапе рекомендую прочитать "Историю на миллион долларов" Роберта Макки (если не сделали этого раньше) и "Анатомию истории" Джона Труби. Освоив эти книги, вы поймёте насколько примитивными раньше были ваши представления о драматургии и сколько граней вы упускали из вида.

    Также у меня очень положительное впечатление о курсе, который учит органическому построению историй, от Анатолия Доброжана (желаю этой складчине состояться и получить то внимание, которое она заслуживает).

    Также очень хорош курс от Быкова, хоть и не самый удобный формат обучения - через телеграмм-канал. Можете смело брать складчину, и рекомендую записаться к нему в ближайший поток, т.к. первая неделя у него бесплатная, вы можете получить мнение мастера на свою работу. Кирилл весьма хорош и как практик, и как преподаватель. Ограничиваться одной бесплатной неделей у него или оплатить ещё две - решайте сами и по финансовым возможностям.

    Ещё одни достойные и очень контенто-производительные ребята появились за последние два года - это "Снегири" (3-хмесячный курс и вип-курс по комедиям). Их главный минус - это дорогая обратная связь, т.е. если вы хотите, чтобы они с вами работали, давали комментарии именно на ваши работы - придётся не хило раскошеливаться.

    Их два главных плюса:
    1.Актуальная информация из индустрии, что нужно продюсерам и каналам сейчас.
    2.90% информации вы можете взять из их постоянных онлайн-семинаров абсолютно бесплатно.

    В платных курсах "Снегири" выдают не очень много нового, но довольно структурировано. Классика инфобизнеса, да? :)

    Указал ссылки на имеющиеся курсы и скоро должны появиться новые, пользуйтесь поиском. Но брать складчину или записываться к ним на курс рекомендую, если вы видите себя в дальнейшем как телевизионный сценарист. Для телека (особенно под СТС, ТНТ и ТВ3) лучше них никто вас не подготовит, на данный момент. Если сценарист в авторской комнате для телевизионного канала - это ваша ближайшая цель, то не раздумывая идите к "Снегирям", но предварительно пройдя первые два шага сценариста.

    Если вы хотите реализоваться как сценарист полнометражных фильмов, неважно авторских или зрительских, то к "Снегирям" можно заглянуть, но с учётом их ТВ-перекоса.

    Итог третьего шага: вы освоили драматургию гораздо глубже и создаёте немеханистические истории. Что дальше?

    Четвертый шаг - углубляем мастерство по отдельным направлениям. Обычно у сценаристов после трех шагов есть проблемы по какому-то одному или нескольким направлениям. Например, плохо получается создавать интересных персонажей или диалоги получаются ниже среднего, или ещё что.

    Важно признать свои слабые стороны и подтянуть их хотя бы до среднего. В этом помогут более специализированные инфопродукты. Выбирайте по простому принципу: если проблемы с персонажами - берёте и изучаете всё, что связано с разработкой персонажей, если проблемы с диалогами - всё по диалогам, и т.д.

    Проблема в том, что специализированных курсов для сценаристов мало, приходится идти на территорию писателей, к нашими профессиональным братьям. В большинстве случаев, курс для писателей подойдёт и для сценаристов, достаточно разумно подойти к отбору курсов.

    Всё что касается тем: сбор информации, разработка персонажей и взаимоотношений, разработка мира, развитие креативности, самодисциплины для писателей - практически на 100% подойдёт для сценаристов. Но как описывать действия, и в принципе всё по форме повествования - это пропускаете, в этом писательское и сценарное дело сильно разница.

    В теме построения сюжета, разработке твистов и т.п. - можно что-то взять, изучайте такие курсы только после того, как у вас будет опыт и чёткое понимание, как пишутся сценарии, тогда можете найти для себя какие-то фишки и приёмы.

    Рекомендую на этом шаге посмотреть переводы англоязычных курсов, про которые написал ниже и книги: "Диалог" Роберта Макки и "Скрытый смысл: Создание подтекста в кино" Линды Сегер. Эти материалы окончательно закроют самые проблемные места у большинства сценаристов.

    Пятый шаг - идём на контакт с индустрией и базово изучаем всё кинопроизводство.

    На контакт с индустрией можно идти и раньше, но на пятом шаге этому надо уделять гораздо больше времени, чем самообразованию, т.к. 80% всех знаний о драматургии у вас уже есть на этом этапе. Ещё 10% вы изучите до конца жизни, но не надо стремиться изучить все 100% и только потом входить в индустрию.

    Как входить в индустрию?

    А.Участвуйте во всех конкурсах и питчингах (если вы подписаны на несколько тематических пабликов, то вы не пропустите объявления о них).

    Для подготовки к питчингам прочитайте "Дорожная карта шоуранера" - там хорошо об этом написано Чего-то более достойного в виде инфопродукта пока не встречал.

    Б.Присылайте заявки продюсерам и в продюсерские центры. Поток не везде, но читают, чтобы вам не говорили. Надо только правильно подбирать кому отправлять и в каком виде.

    В.Отвечайте на объявления в тематических группах. Сейчас это хорошо работает.

    Г.Знакомьтесь и используйте свои связи. Да, минимум половина сценариев реализуется посредством наработанных связей, но это не повод ахать и охать над этим. Это повод учиться на курсах, ходить на любые оффлайн- и онлайн-мероприятия, где можно завязать знакомства. Эффект от такого сразу не виден, но его трудно переоценить через год-два-три.

    Пройдите курс по нетворкнигу и общению. Сценарист сегодня всё меньше затворник-творец, а всё больше общительный парень/девушка, у кого на любой случай есть заявка или синопсис.

    И я упомянул "базово изучаем всё кинопроизводство" в пятом шаге. Это позволит вам видить картину в целом, лучше понять продюсера и режиссера, ваших первых заказчиков. Чем лучше и глубже вы понимаете кинопроизводство в целом, тем меньше обид на правки и переписывания, тем востребованнее ваши сценарии будут.

    Вам не надо знать всё от и до, но что именно влияет на бюджет и сложность постановки - лучше знать. Для этого есть курс от 2-го режиссера (занудный... но лучше него не встречал), где можно узнать из чего складывается бюджет, как режиссер и продюсер видят сценарий и планируют работу с ним, что такое КПП и т.д.

    Резюме

    Первый шаг - изучаем структуру и жанровые каноны.
    Второй шаг - практика 1-3 месяца.
    Третий шаг - изучение неструктурной драматургии.
    Четвертый шаг - подтягиваем проблемные области в навыках.
    Пятый шаг - меньше учимся драматургии, больше контактируем с индустрией, изучая её.

    ------

    Бонусом хочу сделать обзор по распиаренным личностям, которые не были упомянуты.

    Курсы Молчанова

    Минусы:
    - Слишком завышена цена.
    - Много воды.
    - Неприемлемо иметь отличное от преподавательского мнение как правильно делать.

    Плюсы:
    + Стимул написать законченный сценарий.
    + Знакомства.
    + При достойном уровне, можно получить выход на контакты с продюсерами.

    Школа Митты

    Очень неоднородная школа, есть курсы брилианты, а есть откровенный кал. Причём с ценой на инфопродукты это слабо коррелирует.

    Спасибо им хочется сказать за приглашение зарубежных мэтров: Нила Ландау (на пять с минусом курс) и Ричарда Креволина (на четверочку). Есть специализированный курс по детективным сериалам от Джеймса Крамера, если это ваш формат и жанр, то обязательно изучите.

    Интересные режиссерские курсы от Николая Лебедева и Марка Тревиса . Курсы на пятерочку, но больше интересны режиссерам, для сценаристов это как дополнительные курсы.

    А вот от приобретения разборов фильмов и от курсов от Генадия Иванова хочу предостеречь. Хрень полная.

    Да, имя Александра Митты выбито давно в истории отечественного кино и его книга когда-то была открытием и взрастила целое поколение. Низкий поклон ему за все труды. Но время идёт, со всем уважением к Александру Наумычу, "Кино между адом и раем" сегодня уже не феномен, а лишь одна из, с которыми надо бы познакомиться. Его отдельные семинары в открытом доступе любопытны, причём более ранние записи интересней (сдаёт, к сожалению, Александр Наумыч, уже нет той энергетики). Последние несколько лет, его платные семинары - это унылое зрелище, с пережевыванием одного и того же. Имя есть и на нём делают деньги, вот и всё.

    С их главным продуктом, 3-хмесячной сценарной мастерской, не ознакомлен и складчины на неё из года в год не собираются, а 50 000 рублей не готов был отдать. Но слышал разные мнения от знакомых, кому-то очень даже зашло, кто-то разочаровался окончательно. Но какие-то знакомства там можно приобрести, лишняя строчка в резюме, что проходили такие курсы, а остальное под вопросом. Всё сильно зависит от того, кто будет вести мастерскую.

    В целом, по школе Митты рекомендую не приобретать инфопродукты, предварительно не посмотрев отзывы. Повторюсь, очень неоднородное качество, всё сильно зависит от конкретного автора, с которым школа сделала инфопродукт.

    Есть сборник вебинаров от школы Митты - это в миниатюре всё то, что я говорил о школе в целом (ряд вебинаров дрянь, но некоторые шикарны).

    Книга "Тысячеликий герой"

    Спасибо Оксимирону за пиар на многомиллионную аудиторию этой книги, но её вряд ли можно воспринимать как самодостаточную книгу по драматургии. Скорее по схеме Кэмпбелла можно прогнать созданного персонажа и посмотреть, может где-то что-то дополнить в истории.

    Прочитать любопытно, но я бы не возводил её в абсолют.

    Хорошие переводы

    Сценарное мастерство от Аарона Соркина. Этот курс можно посоветовать новичкам, кто прочёл хотя бы одну книгу по структуре. В курсе хорошо изложена база, всё структурированно, разбито по неделям, удобно изучать. Минус курса в примерах, т.к. далеко не всё есть на русском (например ранние сериалы Соркина имеют пару переведённых серий из 4-х сезонов) и надо будет посмотреть ряд американских старых фильмов, которые вы скорее всего не видели, какие-то культурные нюансы тоже упускаются. При всём этом, это очень достойный курс, рекомендую ознакомиться.

    Уроки писательского мастерства от Джеймса Паттерсона. Хоть это больше для писателей, но любой сценарист найдёт много интересных моментов в этом курсе. Могу порекомендовать его для тех, кто повышает своё мастерство, кто уже может отделить, что стоит брать сценаристу, а что нет. Курс не для новичков и не точно под сценаристов, но дельный.

    ----------

    Это мой опыт и моё мнение, к тому же на данный момент. Уверен, через пару лет обзор можно будет дополнить. А что-то дополнительно подсказать уже сейчас могут другие складчики, т.к. я прошёл много курсов, но не все. Надеюсь на конструктивные дополнения в комментариях.
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2018
    30 пользователям это понравилось.
  2. 14 ноя 2018
    #2
    Archer393
    Archer393 БанЗабанен
    Здравствуйте, оставлю свой небольшой отзыв, с вашего позволения.
    На мой взгляд, все четко, лаконично, профессионально и без лишней воды. Добавить ничего не могу, так как никогда практически темой не интересовался. За исключением, что если сам для себя сценарий писал для роликов рекламных или постановочных.
    НО! Уверен, это все, тоже, как к наука. И везде нужна база, чтобы все выглядело профессионально. Как и что сказать?, каких героем чем наделить, диалоги и т.д Так как я больше монтажер, чем сценарист, то могу лишь сказать, что какие-то смежные вещи немного затрагиваются в "Теории Монтажа", но там так "совсем крупица". На школу Митты обращал внимание, ценники там "хорошие" :)
    Благодарю за обзор, профессионально!!! Если бы возник у меня вопрос и нужен был бы совет, обратился бы к Вам, либо к списку рекомендаций из вашего обзора.
     
  3. 15 ноя 2018
    #3
    kurbat
    kurbat ОргОрганизатор
    Спасибо за оценку! В монтаже много универсальных правил композиции, которые как ДНК вшиты в любое творчество, что написание сценариев, что музыки, что составление кадра или картины. Монтировал ролики и короткометражки — это не менее интересно, чем писать сценарии и позволило ещё глубже взглянуть на процесс от идеи до конечного продукта.

    Кстати, по монтажу не так много курсов/книг изучал. Самое толковое для меня Дмитрий Ларионов по теории и практики, плюс классика в виде книг "Монтаж» Соколова. Может ещё что-то посоветуешь по теме?
     
  4. 18 ноя 2018
    #4
    Archer393
    Archer393 БанЗабанен
    Наверное, кроме Ларионова, так-то и никого не посоветую. Чем мне нравятся курсы от ProfilesSchool, то что, там набраны профессионалы в своем деле. У которых за плечами есть опыт и практика, подобных школ, где в совокупе профики собраны, не припомню. Сейчас допустим изучаю Фотошоп. Базовый, так там автор, когда-то для ТНТ заставки рисовал в Фотошопе + опыт 20 лет с лишним за плечами у мужика. Поэтому Теория и Практика монтажа от Ларионова, это если хочется, теории, практики, лекционного материала и т.д. Еще здесь была складчина ранее, уже не помню как называлась, там кино-школа кажется большое количество вебинаров сделала, на разные профессии, помню что смотрел по Операторскому искусству, вот там про линзы дядька рассказывал, все толково, кажется и по сценарному искусству, что-то был, потом сайт это школы закрылся или они свернули свою деятельность.

    Плюс, как говорит Ларионов, лучше черпать инфу у истоков тех лет. Есть книги фундаментальные, которые ценность никогда не потеряют. В которых описывается Эффект Кулешова, и другие базовые вещи, а не просто говорят, вот так сделай и получишь это.
     
    2 пользователям это понравилось.
  5. 5 янв 2019
    #5
    Pugilist
    Pugilist ЧКЧлен клуба
    Как на счет описать 25 складчин для режиссеров? ;)
     
  6. 19 янв 2019
    #6
    fotinia612
    fotinia612 ЧКЧлен клуба
    Спасибо-) Очень информативно. Многие книги и инфопродукты уже знакомы (помимо участия в складчинах), кроме курса Л.Ким о жанрах. Пожалуй, куплю его-)
     
  7. 16 мар 2019
    #7
    Hotar
    Hotar ЧКЧлен клуба
    Благодарю за проделанный анализ!!! Я бы за него только заплатил на складчине))
     
    2 пользователям это понравилось.
  8. 26 мар 2019
    #8
    kurbat
    kurbat ОргОрганизатор
    Появляются новые курсы, которые я бы обязательно включил в обзор, если бы они были на тот момент. Поэтому буду дополнять тут, в сообщениях ниже, если что-то стоящее появится. А начну с такого...

    Как создать уникального персонажа от Good Story media.

    Наконец-то практики начали делиться опытом! Я, как поглотитель множества курсов, устал от "любителей теории", где в почёте пересказать как можно больше из разных книг, и что с этим делать по итогу - не понятно. Благо перед нами Good Story Media - авторы самых успешных в России сериалов последнего десятилетия. У кого, если не у них учиться?

    Разговор идёт от практиков практикам. Чем практик отличается от теоретика? Он не только даёт нужное, но и отсекает ненужное, плюс всё расскажет по шагам. При этом показывают шаги на примере собственноручно написанного сериала "Ольга", а не абстрактно или на каком-то западном примере.

    Первая часть интенсива - теория, как делать персонажей для реальных проектов, по итогу которой у вас будет понимание в голове, методика, которую вы с лёгкостью примените имея простую интеллект-карту перед глазами.

    Вторая часть интенсива - это повторение методики на примере "Ольги", как каждый из теоретических шагов был реализован на практике, а после как это всё выглядит в конечном продукте. Т.е. мы вместе с авторами смотрим серию и разбираем по сценам и репликам, как показывается всё наработанное ранее.

    Интенсив имеет большую практическую пользу. Я сам взял на вооружение этот интенсив. Сейчас с соавтором пишу веб-сериал по этой методичке, очень быстро персонажи получаются живыми, на что раньше уходил месяц-другой, чтобы персонаж ожил, теперь за две недели до этого доходишь. Плюс отказался от библии персонажей, используя карточки персонажей, как их делают авторы курса - это тоже отличная идея, которая экономит кучу времени и у тебя всегда чёткий образ персонажей второго, третьего порядка. Хорошая альтернатива библии персонажей, которая на практике становится талмудом, лежащим мёртвым грузом.

    Если вы разрабатываете сериал, то обязательно посмотрите этот интенсив по персонажам. Всё легко усваивается и практично. У меня этот интенсив вошел в топ-3 самых полезных курсов по сценарному делу, отлично показав себя на практике.
     
    7 пользователям это понравилось.
  9. 25 апр 2019
    #9
    kurbat
    kurbat ОргОрганизатор
    Новое лицо на рынке обучения, но авторитетное в индустрии — Олег Богатов и его «Лига кино». Сейчас на Складчике есть два курса:

    1. Курс сценарного мастерства и сторителлинга.

    Из плюсов:
    + Без воды. Просто уроки, без всяких трали-вали, всё по делу.
    + Цельный и комплексный. Хорошо структурирован и продуман, даже если ты мало что смыслишь, то всё равно от нуля и до общего понимания дойдешь. Нужные части можно пересмотреть при надобности.
    + Актуальный. Олега многие знают как «главного по питчингам», он задействован во многих сценарных проектах и делиться инсайдами что сейчас и как надо делать сценаристу, что востребовано, куда идти и т.д.

    Из минусов:
    - Не хватает глубины. Обратная сторона медали общности и цельности — нет возможности рассказать детали, специфичные моменты, тонкости и нюансы.

    Но у каждого курса своя задача. Этот курс даёт общее представление, а глубина в следующем курсе:

    2. Сценарий короткометражного кино. (Записывайся, сейчас идёт набор!)

    Перейти от общего к глубине и к практике — вот задача этого курса. Он гораздо более объемен и с практическими заданиями, чтобы за два месяца вы написали 1-3 коротких метра, как результат новых знаний.
     
    5 пользователям это понравилось.